Дидье Анзьё

Didier Anzieu / Дидье Анзьё (8 июля 1923 — 25 ноября 1999) — французский психоаналитик, почетный профессор психологии.
Дидье Анзьё родился во французском небольшом городе Мелен. В 1944 году сдал вступительные экзамены в педагогический колледж Эколь Нормаль, где учился вместе  с Лапланшем и Понталисом. В 1948 квалифицирован как философ, а затем изучал психологию в Сорбонне. Как клинический психолог Д.Анзье стажировался в отделении дерматологии, работал с пациентами, страдающими от экземы. Данная практика послужила источником для вдохновения формулирования концепции Я-кожа. Также его научный интерес был связан с проективными методами, особенно с методом чернильных пятен Роршаха.

Психоаналитическое обучение Д.Анзьё начинает в 1953 году. Свой первый тренинг-анализ Д.Анзье проходил у Жака Лакана, не зная, что тот был аналитиком его матери, когда она была госпитализирована в больницу Сент-Энн в Париже. Второй анализ Д.Анзьё был с психоаналитиком Жоржем Favez, а затем был анализ с Д.Лагашем. Д.Анзьё участвовал в последовательном разделении французского психоаналитического общества и в создании в 1964 году Французской психоаналитической ассоциации, наряду с Лапланш, Жан-Клод Леви, Понталисом и др. в противовес сторонников подхода Ж.Лакана, Д.Аньзьё был вице-президентом Французской психоаналитической ассоциации.

В годы профессионального становления изучал психоаналитическую психодраму вместе с Эвелиной Кестемберг и другими психоаналитиками, посвятил психодраме свою первую диссертацию. Позже у Д.Анзьё выходят другие труды о психодраме и о психоаналитической групповой работе, основываясь на теории Биона.

В 1957 году защищает докторскую диссертацию «Самоанализ Фрейда и открытие психоанализа», в 1959 году публикует ее под тем же названием. Д.Анзьё показывает, как самоанализ был организован вокруг основных психоаналитических открытий Фрейда: смысла сновидений, Эдипова комплекса, фантазии о первичной сцене, страха кастрации.

Кроме исследований связи между клиническим анализом и самоанализом, Д. Анзье исследует связи между самоанализом и литературным и художественным творчеством. Под влиянием психоаналитических идей М.Кляйн и Х.Кохута он анализировал творческий процесс, процесс создания, написал известные работы о писателе и драматурге Самюэле Беккете и о художнике Френсисе Бэконе («Беккет и Бион» (1989), «Сэмюэл Беккет» (1992), «Френсис Бэкон: портрет человека» (1993)).

Д.Анзьё активно занимался издательской деятельностью, в том числе издавал труды Блеза Паскаля.

Академическая карьера Д.Анзьё протекала в университете Страсбурга (1955-1964) и в Париже (1964-1983)

Важный и оригинальный вклад в психоаналитическую теорию Д.Анзьё внес разработкой концепции Я-кожи. Сначала была опубликована статья в 1974 году, а затем вышла обобщающая книга «Я-кожа» в 1985 году. Концепция Я-кожа является разработкой метафоры оболочки, которую З.Фрейд использовал в своей второй топике для описания Я (Эго). Я-кожа по определению Д.Анзьё – это «конфигурация, которую Я ребенка использует, основываясь на своем переживании поверхности тела, на протяжении ранних фаз своего развития для репрезентации самого себя в качестве Я, контейнирующего психическое содержимое». Д.Анзьё говорит о процессах дифференциации между внешним и внутренним, между Селф и объектом, которое невозможно без предварительного нахождения в «общей кожи между матерью и ребенком». От качества материнской заботы и приспособления к ребенку зависит формирование отдельной Я-кожи ребенка. Д.Анзьё формулирует функции Я-кожи, описывает этапы развития Я-кожи и особенности нарушений функционирования Я-кожи при различных видах психопатологии.

Д.Анзье был женат на французском психоаналитике Энни Анзьё, которая является соучредителем в 1994 году Европейского общества по психоанализу детей и подростков» (SEPEA). Их дочь Кристин Анзьё тоже стала психоаналитиком, членом Парижского психоаналитического общества и детским психиатром в Нью-Йорке.