Аннотация к 5 номеру “Вестника Московского психоаналитического общества”

Автор: В материалах:
Январь 19, 2019

Статья М.Ю. Арутюнян «Не дай мне бог сойти с ума… Психическое отчуждение и психическое убежище», основана на дискуссии, которую автор готовила к докладу на конференции Европейской психоаналитической федерации, состоявшейся в Гааге в апреле 2017г.Главной «задачей там был отклик на пленарный доклад автора многих статей и книг о психозах Франко Де Мази, а его доклад назывался: «Некоторые пути психотического отчуждения»». (М.Ю.Арутюнян).
Глубокий интерес к статье вызывает «математический» способ мышления автора, приводящий к необычайной точности и ясности изложения в сочетании со щедро рассыпанными по тексту, плодотворными аллюзиями, позволяющими увидеть предмет обсуждения в необычном ракурсе.
Качество первичной связи ребенка с родителями порождает как нормальный путь развития психики, когда ребенок впитывает наполненные любовью и восхищением, идеализирующие младенца, проекции родителей, так и различные варианты деструктивного развития, основанного либо на «холодном» не оберегающем ребенка «отсутствующем» отношении родителей к натиску угрожающей реальности, либо на чрезмерном проецировании в младенца своих собственных недисциплинированных мышлением и проверкой реальностью фантазий.
Психика ребенка в целях защиты от разрушения может запустить построение психотического отчуждения от реальности.
Отчуждение как процесс, по Де Мази, лежит в основе формирования психоза. Соблазнение удовольствием от грандиозности, в свою очередь служит притягательной силой развивающегося бредового нарушения психики, с неизбежностью удаляющего личность от необходимости мышления и проверки реальностью.
В статье автор дает возможность исследовать случай подростка Кьяры, страдающей психозом, (случай, опубликованный в докладе Де Мази) в двух направлениях, иногда дополняющих друг друга: через призму идеи Де Мази об отчуждении от реальности, с развитием своего собственного реального для девочки фантазийного внутреннего мира, а также фокусируясь на представлениях о «психических убежищах» Дж.Стайнера.
Де Мази, а вслед за ним М.Ю.Арутюнян, развивают вопрос о смешении и сосуществовании «эмоционально – интуитивного аппарата самонаблюдения» психики и галлюцинаторной деятельности.
В статье приводятся две виньетки автора, позволяющие увидеть происхождение бредовых фантазий пациентов, возникших, в первом случае, из-за заброшенности ребенка при столкновении с жестокой реальностью, в другом случае – из-за бесконтрольного проникновения грандиозных маниакальных фантазий родственников в психику ребенка.

          Дения Барретт и Томас Барретт в статье «О препубертате и роли тестикул в психосексуальном развитии» обсуждают важную, малоизученную тему о психосексуальных изменениях и психологической роли тестикул и мошонки в развитии мальчиков предподросткового возраста.
Авторы приводят краткий обзор работ таких аналитиков, как Анита Белл, Лоуренс Кьюби, Джудит Кестенберг, Роберт Фурман, Питер Блосс, посвященных этой теме.
Все авторы едины в выделении особого значения переживания мальчиками тревоги в результате физиологических изменений в мошонке, яичках и внутренних гениталиях. Эта тревога может иметь характер кастрационной тревоги, направленной сначала не на пенис, а на части описанных гениталий. Тревога может быть связана также с не достаточной дифференциацией мужского и женского, активного и пассивного, внутреннего и внешнего, а также с возвращением и актуализацией ранних довербальных тревог развития, в виду специфических ощущений и переживаний от процесса роста и изменения именно в этих частях гениталий.
Авторы подчеркивают, что слабоизученными также остаются вопросы психоаналитического лечения пациентов с различными соматическими проблемами в области гениталий. Например, результатом тестикулярной кастрационной тревоги являются специфические переживания, связанные с сокращением определенных мышц, как во внутренних, так и во внешних частях аппарата гениталий, названные Фридманом «тестикулярным порочным кругом».
Авторы приводят три случая анализа мальчиков. Один из них – описание работы А.Эррайх с пятилетним мальчиком, в котором поворотным моментом лечения стало связывание пациентом своих фантазий о сперме с яичками, в результате чего у него возникло представление о «чуваках со спермой». Возможность вербальной символизации в терапии освободила ребенка от постоянной навязчивой озабоченности темой маленьких и больших шариков в его теле и его фантазии.
Два других случая – детальное подробное изложение работы авторов, дающее уникальную возможность исследовать специфику работы аналитика с психосексуальными проблемами мальчиков препубертатного возраста.

          Статья «К вопросу о тестикулярной тревоге и внутреннем мужском пространстве» Э.Р. Зиминой является переработанной версией содоклада к статье Дении Барретт и Томаса Барретт «О препубертате и роли тестикул в психосексуальном развитии».
Начиная с работ Аниты Белл (1965, 1971), которая подняла вопрос о тестикулярной тревоге и защитах от нее, такие авторы как Дж. Кестенберг, Р.Фридман, Д.Гленн, Д.Фиглио, Д.Биркcтед Брин, Д. и Т. Барреты и др. исследовали эту важную тему и показали, «что страх, связанный с потерей яичек, является в кастрационной тревоге базовым».
Анализ тестикулярной тревоги выявил, что внутреннее пространство мужских гениталий может расцениваться мальчиками и мужчинами как женское.
«Паховый канал, по которому передвигаются яички1, ассоциируется с родовыми путями, что отражено в его латинском названии – processus vaginalis. Яички, производящие сперматозоиды, ассоциируются с грудями, простата – с маткой, в которой созревает сперма, или грудью, вырабатывающей молоко-сперму. И само внутреннее пространство тела, в котором исчезают яички и находятся другие мужские половые органы, воспринимается как женское». (Э.Р.Зимина)
Это может вести к фаллической нарциссической маскулинности, как защите от тестикулярной кастрационной тревоги и к отрицанию внутреннего пространства, как феминного.
Проработка тестикулярной тревоги ведет к символизации внутреннего и развитию мышления, к тестикулярной маскулинности с возможностью к репарации, оплодотворению, внутреннему пространству для творческого зачатия.
Долгий процесс интеграции внутреннего и внешнего в развитии мужской психосексуальности может вести к присвоению внутреннего как специфически мужского прокреативного пространства и таким зрелым эдипальным внутренним представлениям у мужчины, как «пенис как связь» (Д.Биркстед-Брин), «пенис и тестикулы» (Э.Зимина).
В статье особый интерес вызывают два случая работы автора с пациентом мужчиной мальчиком 8 лет. В случае работы с ребенком, описанном подробно, мы можем наблюдать динамику внутренних изменений пациента в процессе анализа и работу аналитика на сессиях.

          Статья итальянского психоаналитика Грациано Де Джорджио «Из грязи, земли и прочего. (Ненависть в переносе и контрпереносе на первом интервью)» привлекает внимание тем, что полностью посвящена описанию первых двух встреч пациента и аналитика.
Аналитик чутко вживается в происходящее на встрече, правдиво описывает свои наблюдения, чувства, возникающие на сеансе гипотезы и, к тому же, упоминает непроизвольный диалог после сеанса, инициатором которого был аналитик, при этом, отводя достаточно пространства для осмысления истории пациента, переноса и контрпереноса. Вместе с автором мы погружаемся в скурпулезную мыслительную работу аналитика на сеансе, которая, циркулирует, захватывая все новые витки сканируемого материала, все новые слои восприятия и переживания. И вот, когда казалось бы, основные моменты происходившего на встрече уяснены, предварительный взгляд на причины психосоматических трудностей и агрессивного поведения пациента сложился, мимолетное происшествие после сеанса вносит иное звучание в понимание взаимодействия на сеансе.
«Я чувствовал себя оказавшимся внутри гардероба с зеркалами на внутренней стороне дверей. Они без устали пытаются подогнать угол дверей так, чтобы получить как можно меньше отражений реальности, пробуя расширить свой взгляд, как можно больше приближаясь к одиночному изображению. Неожиданный порыв сдвигает зеркала, которые теперь отражают другие объекты вокруг меня, объекты, на которые я раньше совершенно не смотрел». (Де Джоржио)
Работа понимания продолжается, привнося новые ассоциации, аллюзии, создавая свежие исторические и культурные ракурсы осмысления отношений аналитической пары.
Работа Де Джоржио дает читателю редкую возможность услышать, вместить и понять симфонию человеческих отношений на психоаналитическом сеансе, изложенную на восьми страницах текста статьи.

          Статья «Вымышленные сновидения: сны о понимании» – продукт плодотворного сотрудничества нескольких авторов: Н. Веселова, Ю.Веселовой, О.Ершовой, Гиль Сон И, А. Ковалец. Структура статьи напоминает рондо, где основная неизменная тема – анализ сновидения, звучит «рефреном» в исполнении Гиль Сон И, а четыре «эпизода» всякий раз разворачивают перед нами новое полотно сновидения, открывают удивительный мир психического пространства художника, преломленный в видении четырех вышеназванных психотерапевтов. Авторы предлагают читателю «интерпретации сновидений из произведений художественной литературы (Новалис «Генрих фон Отфердингер», Х. Мураками «Мой любимый sputnik»), изобразительного искусства (картина П. Пикассо «Сон») и кино (фильм «Земляничная поляна», реж. И. Бергман)» (Гиль Сон И).
Говоря о модели действительности, которой, по сути, является любое художественное произведение, (в данном случае, сновидение героя) авторы приглашают читателя к размышлению о психологии сновидения, но и о сочетании в художественной модели двух основных, составляющих ее структур – одной, берущей происхождение из реальности и другой, возникающей из личности автора (Лотман).
В каждом «эпизоде» статьи, с психоаналитической точки зрения исследуется сновидение, возникшее в фантазии художника, что непосредственно сталкивает нас с личностью автора исследуемого произведения. Будь то исследование глубинной психологии героев, с которыми идентифицируется художник, сновидение которых он «приснил», как это происходит в «эпизоде» ««Тупики и альтернативы» «сон Сумире»» из романа Х. Мураками «Мой любимый sputnik»(Ольга Ершова) и в «эпизоде» «Анализпервого сновидения из фильма Ингмара Бергмана «Земляничная поляна»» (Юлия Веселова). В сновидении, Сумире переживает рождение и смерть, грандиозную идеализацию не встреченной матери, невозможность сепарации, холод и пустоту так и не родившейся личности; три сновидения Исаака Борга из фильма Земляничная поляна, (акцент делается на первом сновидении) образуют брешь в защите от психической боли и ведут к «оживанию» героя, к оживанию его чувств. В двух других «эпизодах»: «Анализ сна о голубом цветке в произведении «Генрих фон Офтердинген» Новалиса», (Никита Веселов) и «Пабло Пикассо. «Сон»» (Анна Ковалец), также тщательно и профессионально распутываются нити, соединяющие разнородный психический материал в живую ткань сновидения, но кроме того авторы раскрывают личностный исторический контекст жизни художников, что служит прекрасным фоном для «снов о понимании».
Статья написана профессионально, увлеченно и живо. Гениальность, красота и таинственная свежесть выбранных для анализа произведений искусства, как магнит, притягивают внимание читателя и позволяют ему заглянуть в «зазеркалье» сновидения.

          Статья К.П. Корбут «ЭКО – потеря, боль, поражение, триумф и неизведанное поле для отреагирований», посвящена теме отношений психоаналитика и пациентки в ситуации бесплодия и ЭКО.
Автор выделяет психологический объект исследования: переживание эмоциональной нагрузки, прежде всего пациенткой, но и психоаналитиком при бесплодии пациентки и ЭКО.
Основной задачей исследования любого нового объекта, становится описание присущих ему психологических явлений. Очевидно, что этот объект имеет два центра кристаллизации, и автор, описывая динамику психологического процесса переживания как при бесплодии, так и при применении технологической процедуры ЭКО, ищет взаимопересечение и взаимовлияние этих центральных пунктов. В то же время, внимание уделяется переносным и контрпереносным аспектам переживаний в анализе. Выделяются специфические черты возникновения и проживания боли, стыда, потери, кастрационной и иной тревоги, горевания, вины, процессов репарации и др. Границы объекта очерчиваются постановкой многочисленных вопросов, касающихся теории и практики работы в описанной ситуации, а также проблематизацией: как однозначного трактования психоаналитических теорий на эту тему, так и некоторых устойчивых психологических «мифологем», касающихся данного вопроса.
Второй, не мене важной задачей исследования является выработка теоретического подхода к происхождению психосоматического нарушения и его психоаналитическому лечению.
Суть психосоматических нарушений рассматривается с точки зрения двух основных теоретических представлений, традиционно используемых аналитиками: модели внутреннего конфликта и модели дефицита.
В статье дается необходимый каркас теоретических психоаналитических взглядов на причины, динамику и лечение психосоматических заболеваний. Во взаимосвязи и противоречии представлены идеи П. Марти, Д. Пайнз, Д. МакДугалл, Д. Аньзье, У. Биона, Роуз Эджкьюмб, К. Бронстейн, Р. Ломбарди, Ферари, Р.Руссийон, М. Малер и др.
Подробное изложение одного случая, с которым работала автор статьи и другого – где К.П. Корбут была супервизором, вводит читателя в атмосферу переносно – контрпереносных отношений, выявляет множественные исторические контексты этих отношений, проявляющиеся «здесь и теперь», проясняет их суть, позволяет понять, как происходит выращивание внутреннего пространства для мыслей в общем и в частности – о судьбе материнства.
Статья написана с большой теплотой, эмоционально и убедительно. Две удивительные, неожиданные виньетки, (первая – еще один случай автора, вторая – работа Шарон Залусски ) безусловно притягивают внимание читателя и раскрывают проблемы бесплодия и ЭКО во всей их новизне и сложности.

          К. Немировский в статье «Битие определяет сознание: психическая травма и ее проработка» предлагает читателю с психоаналитической точки зрения осмыслить последствия непроработанности психических травм полученных как отдельными людьми, так и целыми народами, в результате социальных катаклизмов 20 века.
В статье дается очерк детства Гитлера и Сталина, делается набросок психологических портретов будущих вождей, прослеживаются возможные причинно-следственные связи их патологии с их действиями, в большой степени определившими исторические судьбы народов.
Особое внимание в статье уделяется возможности проработки ненависти, вины и горя, ведущей к нормализации жизни как отдельной людей, так и больших социальных групп.
Автор исследует причины произошедшего процесса денацификации в Германии и причины слабости и неудачи процесса десталинизации в России.

          Парфен Ласциг в статье « Стыд – В поисках потерянного чувства» обращается к фильму «Стыд», режиссера Стива Маккуина (2011г.) и исследует феномен связи сексуальной зависимости и утраты стыда. Брэндон (Михаэль Фассбендер) – главный герой фильма, в попытках защитится от чувств теряющий себя в повторяющихся «сексуальных инсценировках» (Макдугалл), начинает оживать с появлением в его квартире младшей сестры Сисси (Кэри Маллиган), его психологического двойника и в то же время антипода. Живущие в «Не месте» (Auge,1994), вышедшие из «плохого места», эмигранты из Ирландии, брат и сестра ощущают мучительную неспособность к близости и в то же время жажду изменений.
Эссе Парфена Ласцига разделено на следующие части:

Действие фильма

О режиссере и создании фильма

Эстетика фильма

Воздействие фильма

Голод, стыд и зависимость

Психодинамическая интерпретация

В постели с Брэндоном

Дэвид… или как стыдиться за других

Сисси, любящая и преследующая

Марианна в ситуации “здесь и теперь”

Перегрузи систему!

Срыв или новое начало?

This is the End, my beautiful friend … is it?

Каждая из частей, следуя структуре фильма, «повторяет» предыдущие, но постигая их суть, по- новому раскрывает и изменяет их. Для воплощения основной метафоры фильма – «поиск «Аварийного выхода»», режиссер виртуозно использует все возможные изобразительные средства – цвет, музыку, форму (внешнюю обнаженность и внутреннюю скрытность), пространство и время, отражающие проекции героев и их состояние. Автор эссе, подробно исследует кинематографическое воплощение темы нарциссического одиночества и непроницаемости, телесности, унижения и униженности, ранимости и деструктивности, “избытка и доступности” (Маккуин), внимательно наблюдает за героями и их отражениями в персонажах фильма, позволяет нам увидеть прочность «психического убежища» (Стайнер) Брэндона и понять мучительные опыты возвращения чувств.
Научное редактирование статьи осуществляла Марина Аграчева.

          Э. Р. Тришкина в статье «О роли нарушения процессов триангуляции и сепарационной тревоги в психогенезе перверсий» предпринимает глубокое исследование вопросов сексуальных, садо-мазохистических перверсий.
Анализируя большой массив психоаналитической литературы, автор показывает, что в современном психоанализе существуют представления о формировании перверсий как защиты от кастрационной тревоги, а также, что предполагает более серьезное психическое расстройство, – от сепарационной тревоги.
В статье последовательно и подробно рассматривается возникновение перверсивных защитных механизмов, в основе которых лежит сексуализация, неразрывно связанная с фетишизацией объекта, а также – перверсных объектных отношений (Тач), предполагающих дегуманизацию объекта.
М.Кляйн полагала, что в случае чрезмерной агрессии к первичному материнскому объекту, большая часть ее проецируется на отцовскую фигуру, что создает искаженный, угрожающий образ отца, при этом кастрационная тревога многократно возрастает, а агрессивные импульсы секуализируются.
Такие исследователи, как Мак-Дугал, Шассге-Смиржель, С. Коэн подчеркивают роль инцестуозности в формировании девиаций.
Ференци, Грин считают, что «часто сутью перверсии является навязчивое повторение и отыгрывание сексуального перевозбуждения как травмы, которая не могла быть психически переработана». (Э.Р.Тришкина).
Взгляды Фрейда, Шассге-Смиржель, Русиньона, Масуд Хана о разрушении матерью триангулярности в психике ребенка, заслуживают особого внимания.
Автор, показывает, как обесценивание матерью отца и отцовской функции ведет к «замене на бессознательном уровне генитального мира миром анальных репрезентаций», нарушению символической функции, неспособности видеть ребенка как отдельную личность.
Э.Р.Тришкина останавливается на сложностях переносно- контрпереносных отношений в аналитической работе с пациентами.
Виньетка, завершающая статью, дает лаконичное и яркое представление о формировании «инцестуозной пары» и «сексуальной мастурбационной фантазии», а также прочерчивает траекторию напряженной, специфической психоаналитической работы в случае садо-мазохистической перверсии.

          А.Ф. Усков в статье «Восстановление человеческих отношений: пациент и психоаналитик на границе миров хорошего и плохого объектов» размышляет над темой «что такое психоанализ?» и выделяет реальные «…уникальные человеческие отношения, хорошие, нормальные, гуманные, понимающие человеческие отношения…» и аналитика – «реальный хороший объект», как базовые составляющие психоаналитического процесса.
Фрейд, Кляйн, Стречи, Бион, Бриттон и др. писали о «необходимости хороших реальных отношений для смягчения ненависти и деструктивности…» (А. Усков)
Эрик Бренман, который поддерживал и развивал эти идеи, так описывает работу психоаналитика: « Главнейшей работой анализа является восстановление потерянных хороших аспектов родителей, объектов, аналитика и самого себя…».
Автор исследует представление о том, что сеттинг, психоаналитическое слушание, мышление и интерпретация востребованы прежде всего, для развития «реальных достаточно хороших отношений».
Автор, придавая серьезный, но не озвученный теоретически, смысл вводимым терминам («реальный хороший объект», «нормальные хорошие человеческие отношения»), таким образом не проблематизирует какую – либо из существующих концепций психоанализа и не показывает место вводимых представлений в какой либо теоретической модели.
В статье обсуждаются две психоаналитические дискуссии о том, что такое психоанализ (IJP (2010), IJP (2014 online версия)).
Автор иллюстрирует идею «о развитии нормальных человеческих отношений между пациентом и аналитиком» обширным клиническим материалом случая.

          В этом номере Вестника, в статье Т.Л.Алавидзе, мы имеем уникальную возможность познакомится с аналитической дискуссией ««Ничто человеческое» Дискуссия к докладу А.Ф.Ускова “Восстановление человеческих отношений: пациент и психоаналитик на границе миров хорошего и плохого объектов”».

          Анализ текста статьи А.Ф.Ускова приводит автора к трем фундаментальным вопросам:
Может ли существовать баланс между интеллектуальным и эмоциональным в работе аналитика?
Как внутреннее устройство аналитика влияет на его теоретическую позицию?
Что собой представляет психоаналитический процесс, если мы не придаем первостепенного значения принципиальным положениям современного психоанализа, таким как перенос/ контрперенос и значимость первичных внутренних объектов?
В статье исключительно интересна версия психоаналитического разбора автором случая, предложенного А.Ф.Усковым.

          А.Г.Шандала, автор статьи «Материнская комната. Негативная эдипова констелляция у женщин» предлагает для рассмотрения актуальную и важную тему: развитие негативного эдипова комплекса у женщин, в случаях, приводящих к Афина – Антигона позиции. (Бриттон)
Специфические, деструктивные отношения мать – младенец, в дальнейшем, ведут к идеализации отца, отрицанию женщиной собственной феминности и идентификации, как с архаичной матерью, так и с идеализированным отцом.
Автор дает представление о причинах, феномене и защитных механизмах негативного эдипова комплекса, превалирующего у женщин с Афина позицией, также как и с – Антигона позицией, очерчивает архаичное пространство ранних переживаний младенца – «Материнскую комнату». О защитных механизмах подобных пациенток Бриттон, пишет: «… пациент пребывает, в анализе между внутренней и внешней реальностью, прошлым и настоящим, между параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией с уверенностью и удовлетворением от застревания».
В статье рассматриваются: влияние процессов проективной идентификации на переносно – контрпереносные отношения в анализе; трудности понимания смысла происходящего в отношениях на сеансе, формирующих «трансферентную позицию» (Патрик де Маре); процессы микроанализа на сеансе, позволяющие личности идти к осознанию и внутреннему изменению.
В качестве иллюстрации практической работы, А.Г.Шандала приводит подробный анализ сновидения пациентки.