Детский психоанализ

Детский психоанализ. Начало.

“Что? У тебя в анализе маленькие дети? Дети до 6 лет? Возможно ли это? И не опасно ли это для детей?”
Это очень даже возможно. Трудно представить, что происходит в ребенке 4-х-5-ти лет. У детей в этот период очень живой ум; этот ранний сексуальный период также является временем интеллектуального расцвета. …. Первый ребенок, с которым был впервые предпринят этот эксперимент, почти двадцать лет назад, с тех пор вырос в здорового и одаренного молодого человека, который безукоризненно прошел пубертат, несмотря на серьезные психические травмы. Можно надеяться, что не хуже будет обстоять дело и с другими «жертвами» раннего психоанализа. Много интересного связано с этими детскими анализами; возможно, в будущем они станут еще более важными. С точки зрения теории  их ценность бесспорна.

(З.Фрейд “К вопросу о неврачебном анализе”, 1926)

Открытие З. Фрейдом того, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека, вызвало живой интерес к эмоциональному развитию ребенка. Многие участники знаменитых встреч по средам в доме Фрейда были в то время молодыми родителями, которые обсуждали друг с другом развитие и сны своих детей. Предполагается, что знаменитый случай Маленького Ганса начинался именно так.
Одной из первых, кто стал применять психоаналитическую теорию к анализу детей стала Гермина Хаг-Хельмут. Впоследствии детский анализ развивали Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Проблемы, с которыми столкнулись детские психоаналитики

Личность ребенка находится в процессе созревания, многие психические структуры еще не сформированы, ему трудно противостоять давлению импульсов Ид. Взаимодействие с первичными объектами (родителями, сиблингами и т.д.) происходит в настоящем, а не стало частью прошлого. Можно ли в работе с детьми использовать условия классической психоаналитической техники – кушетку, метод свободных ассоциаций, нейтральность аналитика? Решение проходить психоанализ в большинстве случаев исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем. В работу с ребенком неизбежно включены родители. Как с этим быть?

Анна Фрейд

Анна Фрейд считала, что в связи с этими проблемами невозможно анализировать ребенка младше семи лет. Она подчеркивала различия в детском и взрослом психоанализе, важность установления терапевтического альянса, приоритет анализа защит, а также необходимость сочетания анализа и педагогического воздействия на ребенка.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн, в свою очередь, предположила, что свободная игра ребенка играет роль свободных ассоциаций взрослого, и, значит, можно анализировать ребенка так же, как и взрослого, интерпретируя смысл его игры, перенос и бессознательные фантазии. Она считала, что можно анализировать ребенка, начиная с двух лет.

Различия, которые вначале касались техники, затем распространились и на область теории, дав начало двум школам психоанализа – эго-психологии и кляйнианской психоаналитической школе. Дискуссия между ними была чрезвычайно плодотворной и оказала большое влияние на развитие современного психоанализа.

Дональд Вудс Винникотт

В попытке выйти за рамки противоречий между этими подходами в Лондоне сформировалась Независимая группа, одним из представителей которой был Дональд Вудс Винникотт. Его представления о «достаточно хорошей» матери, единстве матери и младенца, переходном объекте, «использовании» объекта, роли холдинга и регрессии оказали большое влияние на психоанализ как детей, так и взрослых.

Психоаналитик не только интерпретирует внутренний конфликт и бессознательные фантазии ребенка, но и способствует развитию его психических структур – благодаря пониманию и «контейнированию», помощи в наименовании, модуляции и переработке аффектов. Он становится для ребенка и объектом переноса, и новым «развитийным» объектом.

Детский психоанализ является очень интересной и благодарной практикой. В работе с детьми и подростками изменения происходят гораздо быстрее, чем при работе со взрослыми, поэтому времени на психоанализ детей, как правило, требуется меньше.

Детская игра

Ребенку часто бывает сложно выразить свои чувства в словах, но он многое сообщает в процессе игры – как чувства, о которых он хорошо знает, так и те, которые он не осознает. Ребенок может использовать комнату, игровой материал и самого аналитика, чтобы воспроизвести различные роли: например, аналитик может стать непослушным ребенком, а сам ребенок занять роль строгого учителя.

Вместо кушетки и свободных ассоциаций ребенку предлагается коробка (символизирующая его внутренний мир) с простым игровым материалом, который позволяет наделить его множеством проекций. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься в ходе сеанса – разговаривать, играть или рисовать. Психоаналитик не направляет его деятельность, что позволяет спонтанно появляться бессознательному материалу, подобно тому, как это происходит в свободных ассоциациях взрослого.

Игрушки, которые использовала М. Кляйн

Аналитик играет и разговаривает с ребенком, помогая ему выразить свои переживания, раскрыть лежащие за внешними проявлениями внутренние конфликты. Чем старше становится ребенок, тем большее место в его анализе занимает разговор и меньшее – игра. Хотя, если воспринимать слова как действия и игру, а действия в игре как коммуникацию, то различия становятся не столь уж очевидными.

С чем обращаются к детскому аналитику?

Часто эмоциональные проблемы ребенка выражаются на поведенческом и соматическом уровне – возникают проблемы в отношениях в детском саду/школе, дома, ребенок начинает плохо успевать или болеть чаще обычного. Ребенок может как осознавать свое страдание и просить о помощи, так и не отдавать себе в нём отчет. Однако, внимательные родители могут заметить подавленность, страхи, трудности в общении, повышенную тревожность и агрессивность ребенка, или понимать, что ему требуется помощь в преодолении трудной жизненной ситуации (развод родителей, потеря близких и т.д.). Форма психоаналитической работы варьирует от классической психоаналитической техники до совместной работы с матерями и младенцами и работы с ребенком через родителей (начало которой было положено случаем Маленького Ганса).

Цели детского психоанализа

Психоаналитик помогает ребенку и родителям сделать понятными их собственные чувства и поведение и восстановить ход нормального развития ребенка. Целью лечения является не только облегчение эмоционального страдания, но и интеграция его личности, развитие внутренних структур регуляции и переработки эмоций. Психоанализ позволяет устранить задержки и торможения и создать более прочный базис для прохождения ребенком последующих кризисов развития.

Встречи с родителями

Детский психоаналитик работает в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, периодически с ними встречаясь. С детьми более старшего и подросткового возраста эти контакты становятся менее интенсивными.

Родителям помогают лучше понять эмоциональные проблемы ребенка и прервать патологический круг реагирования.

Часто родителям бывает сложно обратиться к детскому психоаналитику, потому что они чувствуют беспомощность, стыд, вину и ощущение неудачи. Эти чувства мешают развитию их контакта с ребенком. Психоаналитик помогает восстановить любящие и взаимно удовлетворяющие отношения между родителями и ребенком.

Обучение детскому психоанализу

Для обучения и получения квалификации детского психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации необходимо сначала пройти тренинг по взрослому психоанализу и получить квалификацию психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации (работающего со взрослыми). С 2014 года стало возможным обучение детскому психоанализу параллельно с обучением психоанализу взрослых (“интегрированное обучение”).

В 2009 году Психоаналитическим институтом для Восточной Европы им. Хан-Гроен-Праккен (PIEE) впервые была организована программа по детскому и подростковому психоанализу для членов и кандидатов IPA из Восточной Европы. В ней стали учиться психоаналитики из Болгарии, Венгрии, Латвии, России и Украины. 

В 2017 году члены МПО Элина Рафаэлевна Зимина и Маргарита Александровна Нестеренко получили квалификацию детского и подросткового психоаналитика IPA. Кандидат МПО Галина Павловна Гусева продолжает обучение детскому психоанализу в PIEE. В 2019 году член МПО Гиль Сон И начала проходить тренинг в Тэвистокской клинике в Лондоне в рамках Комитета по детскому и подростковому анализу, Международной психоаналитической ассоциации, IPA COCAP.

 
Список членов и кандидатов МПО, специалистов  по детскому и подростковому психоанализу:

Гусева Галина Павловна — кандидат МПО, кандидат в тренинге по детскому и подростковому психоанализу EPI.

Зимина Элина Рафаэлевна — член МПО, тренинг-аналитик МПО, детский и подростковый психоаналитик IPA.

И Гиль Сон — член МПО, психоаналитик в тренинге по детскому и подростковому психоанализу IPA COCAP.

Нестеренко Маргарита Александровна — член МПО, детский и подростковый психоаналитик IPA.


Тренинг по детскому психоанализу включает в себя следующие компоненты:

  • Личный психоанализ (обычно его проходят в рамках обучения психоанализу взрослых).
  • Наблюдение за младенцем по методу Эстер Бик. В течение двух лет кандидат программы по детскому психоанализу раз в неделю посещает семью, в которой появился малыш, и наблюдает за развитием здорового младенца, установлением его взаимодействия с окружением, а также своим откликом на его интенсивные аффекты. Кандидат учится наблюдению и эмпатии, способности опознавать проективную идентификацию и переносить собственные переживания без их отыгрывания. Наблюдения и чувства наблюдателя обсуждаются на семинаре.
  • Теоретические семинары по психоаналитическим теориям развития и технике детского психоанализа.
  • Клинические семинары – обсуждение в группе случаев детского/подросткового психоанализа под руководством супервизора – квалифицированного детского психоаналитика.
  • Проведение двух случаев психоанализа детей/подростков под супервизией тренинг-аналитика Международной психоаналитической ассоциации, имеющего квалификацию детского психоаналитика.
  • Описание двух случаев детского психоанализа и сдача квалификационного экзамена