Почему обращаются к психоаналитику

Я много лет пиджак ношу. why
Давно потерся и не нов он.
И я зову себе портного
И перешить пиджак прошу

Я говорю ему шутя:
«Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
искусство кройки и шитья».

Я пошутил. А он пиджак
серьезно так перешивает,
а сам-то все переживает:
вдруг что не так. Такой чудак.

Одна забота наяву
в его усердьи молчаливом,
чтобы я выглядел счастливым
в том пиджаке. Пока живу.

Он представляет это так:
едва лишь я пиджак примерю —
опять в твою любовь поверю…
Как бы не так. Такой чудак.
Б. Окуджава

Почему обращаются к психоаналитику?

Стихотворение Окуджавы дает нам идею о том, чего ожидает, о чем мечтает человек, когда приходит к психоаналитику. Обычно он приходит, потому что испытывает сильные страдания, однако причина этих страданий не всегда очевидна. Довольно часто человек может страдать как раз от отсутствия какого-то чувства или от отсутствия чувств вообще, у него есть лишь переживание того, что что-то «не так». Иногда причиной обращения являются страдания близких, которые просят что-то исправить или как-то измениться. И пациент, приходя в анализ, надеется, что если что-то перешить или перекроить, то получиться «стать счастливым». И человек в своих фантазиях представляет себе аналитика как заботливого, вдохновенного портного, который знает все размеры и имеет комплект нужных лекал, и скоро все исправит.

И он ожидает, что его мучительный вопрос, который начинается со слова «почему» предполагает ответ, который, скорее всего, начнется со слова «потому что…», и дальше он услышит какое-то объяснение и поймет причины и будет знать, как дальше поступить, и с чего все началось, и чем закончится, и что со всем этим делать, и, возможно, даже станет другим человеком.

В нормальной человеческой жизни бесконечно происходят «нормальные», естественные  несчастья, расставания, потери. Дети растут, болея и, болея, растут. Люди теряют близких, расстаются с любимыми, переживают неудачи, разочарования, стихийные бедствия….И это — ткань обычной нормальной жизни. И когда все это происходит, кажется, что ткань рвется и сшить ее нельзя, но слово «потому что» становится инструментом, с помощью которого человек сшивает эту ткань: со мной это случилось, потому что я был слаб и беззащитен…, мы расстались, потому что ты причинял мне слишком много страданий…….И это попытки рационально осмыслить происходящее, обратиться за объяснением, сочувствием и поддержкой к близким людям, а затем преодолеть и пережить.

Поиск ответов на вопросы о причинах тех или иных эмоциональных и жизненных событий возвращает человека к трудной и полной человеческой жизни. И чаще всего человек преодолевает жизненные невзгоды самостоятельно, восстанавливает внутри себя причинность, и может черпать силы из внутренних и внешних источников, обретая равновесие, и совсем не обязательно обращается для этого к психоаналитику.

Но когда «потому что» перестает работать, тогда непрерывность нарушается, исчезает понимание себя и связей с окружающим миром и другими людьми. Человек не понимает, почему с ним что-то происходит или, наоборот, почему не происходит что-то важное и желаемое? Он не может себе объяснить, почему он живет с другими людьми, что они чувствуют, почему он одинок и не похож на остальных, почему все вокруг видится ему странным, чужим и враждебным? Как связать то что он чувствует с тем, что происходит вокруг, почему мир кажется враждебным и злым? Почему жизнь? Почему он в этом месте, и почему он это делает? Почему, когда он заходит в метро или выходит из дома, хочется немедленно вернуться обратно? Почему, когда он добился желанной встречи, ему хочется с нее сбежать или вообще не приходить? Куда делись прежние чувства и желания? Почему все бесит, и хочется все уничтожить, и почему все это никак не проходит, и ни на один вопрос не находится ответа? Почему душевная боль не стихает, и все рвется на лоскутки и страдания становятся невыносимыми?………

Все эти «почему», на которые не находится ответа, — свидетельства разрыва ткани жизни под влиянием глубинных бессознательных фантазий о жизни, о себе, об отношениях, которые не доступны самонаблюдению.

В этом стихотворении есть третий герой, который подозревает, что все не так просто, и, похоже, он как-то чувствует, что выглядеть счастливым не означает им быть, потому что страдание очень глубокое, и с ним не удается справиться с помощью даже самых прекрасных пиджаков. «Хороших», теплых, согревающих отношений становится слишком мало. «Плохих», враждебных или пустых все больше и больше. И часто пациенты приходят с большими надеждами, но и с очень сильным недоверием к тому, что аналитик — «такой чудак» — может что-то здесь поправить.

Но, может быть, портной не так наивен, хоть и чудак, и это искусство — больше, чем просто кройка и шитье. Аналитический контакт — это особенный опыт, в котором аналитик пытается  примерить, представить, вообразить, почувствовать и вдруг…, но очень не сразу: увидеть пациента во всех его измерениях, и «сшить» куски его личности, разорванные неведомыми  внутренними  процессами, вернуть его к переживанию жизни. «Как тот чудак» он ищет для пациента возможность «опять поверить»… в себя, и, может быть, появится понимание, вернется любовь — в отношения и переживание счастья — в жизнь.