Как проходит обучение?

kak-prohodit-obuchenieОбучение психоанализу не похоже ни на какое другое. Прежде всего, кандидату необходимо начать личный анализ. Обычно действует правило, согласно которому кандидаты получают доступ к семинарам после первого года личного анализа; многие кандидаты поступают учиться, уже имея опыт анализа, и для них семинары доступны сразу же с момента начала нового цикла. Еженедельное посещение семинаров по субботам составляет важную часть учебы: на семинарах изучают теорию и технику психоанализа, учатся критично подходить к общеизвестным истинам и к новым концепциям, помогают кандидатам развивать клиническую практику. Параллельно происходит интенсивное погружение в личный анализ, в мир своих чувств и влечений, знакомство с собственным бессознательным.

После первых двух семестров в кандидатском семинаре кандидат может обращаться в образовательный комитет за разрешением вести своей первый «учебный» случай психоанализа. Чтобы получить это разрешение, он должен пройти интервью с обучающими аналитиками, на котором он представит свой клинический материал. Успешное прохождение этого интервью позволяет кандидату перейти на вторую ступень обучения и работать аналитически с пациентом под регулярной супервизией тренинг-аналитика МПО.

Второй «учебный» случай можно начинать не раньше, чем через год послед начала ведения первого случая, для этого тоже требует прохождение интервью; после прохождения этого интервью кандидат переходит на третью ступень обучения. Если оба «учебных» случая продвигаются успешно, кандидат может обратиться в образовательный комитет с просьбой провести квалификационные испытания, на которых он должен представить комиссии из нескольких тренинг-аналитиков два аналитических случая. Если защита случаев была успешной, кандидат выступает с докладом на расширенном заседании общества, после чего проводится голосование о его вступлении в МПО.

На прохождение всех этапов обучения нужно не менее 5 лет, но в реальности обычно уходит больше времени, поскольку в жизни все идет не так гладко, как на бумаге.

Стандарты обучения, которые предлагает МПО, очень высокие, и это обусловлено тем, что психоаналитическая работа с пациентом предъявляет серьезные требования к эмоциональной зрелости психоаналитика, равно как и к его теоретической подготовке в области психоанализа. Кроме того, общий уровень цивилизованности аналитика, его способность воспринимать и ассимилировать новый опыт, новые точки зрения, находить свое место в огромном пространстве психоаналитических теорий и подходов – все это тоже является предпосылкой и неотъемлемой частью успешного профессионального функционирования. Поэтому мы очень приветствуем знание кандидатами иностранных языков, что позволяет им, во-первых, читать новейшие работы зарубежных коллег, не полагаясь на милость переводчиков и издателей, а во-вторых, посещать международные психоаналитические конференции, где часто предусмотрена специальная программа для кандидатов из всех стран (на английском языке), включающая супервизии и мастер-классы. Это дает возможность не только приобщиться к животрепещущим проблемам современного психоанализа и воочию увидеть «живые легенды» психоанализа (Рона Бриттона, Майкла Фельдмана, Антонино Ферро, Рене Руссийона и др.), но и познакомиться и пообщаться с кандидатами из других обществ, обнаружить точки соприкосновения и завязать дружеские и коллегиальные отношения.